Оренбургские платки. Интересные сведения

«Там русский дух, там Русью пахнет», именно такими словами можно определить родину оренбургского платка. Эти изящные пуховые изделия известны на весь мир. Вместе с тульским самоваром и валенками ассоциируются с сибирскими морозами.

Немного истории. На Руси с давних времён, выходя из дома, каждая девушка обязательно покрывала голову платком. Дамы высшего сословия поверх шитого золотом кокошника надевали роскошную шаль ручной работы из тонкой козьей шерсти. Вязаные шарфы и поддёвки уральских мастериц были заслуженно оценены столичными красавицами ещё в 18-ом столетии. Затейливые узоры и растительные мотивы делали изделия неповторимыми. Многие зарубежные производители пытались приручить оренбургских козочек, но все попытки оказались тщетны. Такой тонкий пух у коз получался только в суровом сибирском климате.

Творения русских мастериц. Вот уже 2 столетия пуховязальщицы балуют модниц изящными, аккуратными изделиями ручной работы. Уникальность нити позволяет вязать большие полотнища, при этом они остаются невесомыми и даже при многократном сложении не теряют формы.

 

 

Паутинка. Тончайшее изделие с ажурным рисунком. В козий пух вплетают шелковую нить. Носят как украшение, надевают при особых торжественных случаях. Сложная и кропотливая работа была доступна не каждой мастерице. В старину качество «паутинки» проверяли с помощью продевания её через обручальное кольцо.

Палантин. Способ вязания сильно похож на паутинку, но теперь это уже небольшая накидка в форме шарфа.

Шаль или пуховый платок. Эти изделия использовали в повседневной жизни. В качестве основы использовали хлопчатобумажную или ласанную нити. Изначально шаль имеет серый цвет и слегка пушистую основу. Со временем превращается в пушистый, тёплый платок. Ручная ли это работа, можно проверить следующим образом: захватить из середины платка несколько нитей и поднять. Качественное изделие не посыплется отдельными клочками пуха.

Орнаменты и форма. Строгость ритмической формы, особая символика и содержательность рисунка присутствует в каждом изделии. Обязательно учитывается соотношение основного рисунка, его мелких фрагментов и каймы. Чётко прослеживается «зеркальность», расчёт петель на конкретный элемент рисунка. Выделяют следующие рисунки:

1. бесконечный, орнамент ограниченный только каймой.

2. конечный, как отдельный фрагмент узора.

Строгая симметрия и ясность композиции являются характерной чертой оренбургских пуховых изделий. Сегодня можно встретить платки, как фабричного производства, так и связанные вручную.

Пуховый платок русских мастериц Оренбургской области вот уже сотни лет согревает тело и радует красотой душу. Изящность изделия и красота рисунка передает неповторимость русского характера.